Еще не так давно проблемы психического здоровья было не принято в деталях описывать и показывать на экранах. За редким исключением, в большинстве фильмов «сумасшествие» выглядело как нечто абсолютно неизведанное и непонятное. Чего только стоит истерика Гленн Клоуз из «Рокового влечения» (1987) или леденящий душу рев Джека Николсона в «Сиянии» (1980). Сумасшествие выглядело как сумасшествие, отклонение, а здоровая психика — как здоровая психика, норма. Словечками вроде «с приветом», «шизик» или «дурка» легкомысленно бросались направо и налево, а герои историй отыгрывали драматичные нервные срывы во всем их карикатурном размахе.
Поп-культура ХХ века переполнена примерами того, какими не стоит показывать героев, страдающих от психических заболеваний. Сегодня проблемы психики на экранах освещаются значительно шире и лучше, и все это благодаря тому, что открытый разговор о таких вещах стал нормой.
Начнем сначала
Чем дальше путешествуешь назад во времени, тем отчетливее видишь, насколько менее детально описаны герои «с проблемами». В литературе Чарльз Диккенс подарил миру архетип старой девы — мисс Хэвишем из «Больших надежд», которая не снимая носила свадебное платье, потому что, да, она та самая «сумасшедшая» старушка.
В кино же, если у кого-то из героев была депрессия, то на это была самая веская причина из всех возможных. Тут стоит вспомнить персонажа Джеймса Стюарта из «Этой замечательной жизни» (1946): он готов сброситься с моста, потому что потерял работу и не может содержать семью. Полутонов не существовало.