Кино

MIEFF 2020: что смотреть на фестивале экспериментального кино в этом году

Фильмы Лор Пруво и Розы Барба, «Фейерверки» с Сиприеном Гайяром, первый российский конкурс и многое другое
Фестиваль MIEFF 2020 какое экспериментальное кино смотреть в этом году
Барбара Вагнер, Бенджамин де Бурка. «Свингерра», 2019

19 августа в Москве открывается 5-й международный фестиваль экспериментального кино MIEFF, который почти неделю будет идти в Garage Screen, «Иллюзионе», сети «Москино» и не только. Расширять представления о кино, знакомиться с актуальными в экспериментальной среде практиками и подходами, смотреть работы крупных зарубежных видеохудожников и режиссеров и находить для себя новых авторов на MIEFF можно хоть каждый день. Рассказываем, на что пойти в этом году.

Конкурсная программа

В этом году международный конкурс составили 29 короткометражных фильмов из 21 страны, в том числе Армении, Бразилии, Индонезии, Ливана и России. Все ленты сняты в 2019–2020 годах. Стремясь к гендерному балансу, MIEFF отобрали работы 16 женщин и 18 мужчин. Начните с российской премьеры фильма «Они парле идеаль» Лор Пруво, в прошлом году показанного 58-й Венецианской биеннале. Лента включена в программу первого же конкурсного вечера. Здесь французская художница задается насущными вопросами: что нас объединяет и разобщает, как сосуществовать с учетом отличий каждого, в чем эти отличия состоят? Сюрреалистический ответ дан Лор и запечатленной ею группой перформеров разных возрастов и национальностей во время путешествия из Северной Франции в Венецию. 

Лор Пруво. «Они парле идеаль», 2019

Следом смотрите снятый в Андах фильм «Агрегатное состояние веществ» немецко-итальянской художницы Розы Барбы. Изучая, как изменения климата влияют на отдаленные уголки мира, она работала с перуанскими сообществами и в ленте показывает как духовно-культурный кризис коренного населения, так и всеобщую бессмысленность понятий роста и прогресса. В той же первой части конкурса бразильско-португальский режиссер Педру Невиш Маркиш представляет квир-притчу из Сан-Паулу времен смертельной эпидемии («Укус»), а бельгиец Дориан Есперс — жизнь молодого слесаря-замочника из Мурманска («Солнечная собака»). 

Роза Барба. «Агрегатное состояние веществ», 2019

С российской стороны в конкурсе участвуют Аня Цирлина («При прочих равных» — это фильм-сказка о равноправии полов, смонтированный из советской пропаганды), Кирилл Хачатуров с картиной о выдуманном мире Protocorba и Александра Карелина с лентой «Последние слова»: здесь снятые на кинопленку предметы быта 1950–1970-х годов, образы реальные и ясные, утрачивают свою власть, стираются, размываются до чистых эмоций.

Кроме того, в дни MIEFF успейте на ленту «Свингерра» Барбары Вагнер и Бенджамина де Бурки, также с биеннальной предысторией: в прошлом году в Венеции ее двухканальную версию показывали в Павильоне Бразилии. Называя фильм «историей в эстетике школьного мюзикла», MIEFF подчеркивают: при всей политической и социальной нестабильности в Бразилии именно танец стал одним из путей освобождения и утверждения идентичности для «невидимых» сообществ.

Какие еще фильмы вошли в международную программу и когда их смотреть, читайте здесь.

Ольга Корсун. «Синяя роза», 2020

Вместе с тем на MIEFF в этом году впервые есть и российский конкурс — в нем участвуют молодые художники и режиссеры, выпускники Школы Родченко, Московской школы нового кино и независимые участники. Их экспериментальные фильмы и видео покажут в «Рихтере» (20, 22 августа) и «Иллюзионе» (22, 23 августа). Это и «Синяя роза» Ольги Корсун— документальное эссе о цветах, через которые можно исследовать природу красоты и ее коммодификацию в современном мире, и Sweeping Sweet Ани Леоновой об искусственном интеллекте, который обрел телесность в уборщике и стремится к чувственному познанию. А еще снимавшийся в России, Франции и Танзании фильм «Смотреть, как ты превращаешься в камень» Исмаила Сафарали с абстрактным поэтическим диалогом отца и дочери в рамках одного и того же увиденного сна, а также новые работы Дмитрия Венкова, Максима Печерского и Михаила Железникова

Аня Леонова. Sweeping Sweet, 2020

Квир-кино Барбары Хаммер

2223 августа, Garage Screen

Первая в России ретроспектива Барбары Хаммер, пионерки авангардного квир-кино, продлится два дня и познакомит с 12 фильмами из более чем 80 снятых ею за полвека работы. Это и ранние экспериментальные ленты, и более радикальные из 1970–1990-х, прославившие Хаммер — например, «Дайктактикс» и «Кровотечение», — а также первая полнометражная картина «Нитратные поцелуи», ставшая призером Берлинского кинофестиваля. Все фильмы, которыми эта художница придает большую видимость маргинализированной квир-культуре, покажут в кинотеатре музея «Гараж» в рамках рубрики MIEFF Close-Up.

Барбара Хаммер. «Женщины, которых я люблю», 1976

«Фейерверки» — о сближении кинематографа с огнем — и спецпоказы

Сеть «Москино», «Иллюзион»

В основе спецпрограммы MIEFF «Фейерверки» — метафорическое сравнение кинематографа с огнем и эффектом завороженности. Акцент в ней сделан на альтернативной логике понимания кино и его чистой визуальности в противовес нарративу. Начать можно с лекции философа Олега Аронсона о пиротехнике и Лиотаре (20 августа 19:00, «Звезда»), после посмотреть перформанс Оли Кройтор по инструкции Йоко Оно или видеоинсталляцию Яна Диббетса и британского дуэта Ника Кроу и Иена Роулинсона, а также много короткометражного кино. 

Сиприен Гайяр. «Ночная жизнь», 2015

Наконец, сходите в «Космос», чтобы на одиннадцатиметровом экране испытать 3D-гипноз французского художника Сиприена Гайяра. В прошлом году его новый фильм Ocean II Ocean (2019) показывали на Венецианской биеннале, а позже на Уральской и в Шанхае, — и в основном конкурсе MIEFF он тоже есть. В дополнительной же программе, 23 августа, пройдет российская премьера гайяровской ленты «Ночная жизнь» 2015 года. В тот же вечер в «Космосе» покажут и «Солнечную мечту» Патрика Бокановски, аллегорический рассказ о борьбе света и тени.

Если останется время, потратьте его и на тройку полнометражных фильмов из списка спецпоказов: «Кладбище» Карлоса Касаса о последнем в своем роде слоне и погибающих при неясных обстоятельствах браконьерах, «Абстрактную / Семью» Коки Танаки о «квазисемействе», построенном не на кровном родстве, а на общности в пространстве и времени, или «Драматический фильм» французского художника Эрика Бодлера, снятый вместе с учениками средней школы в пригороде Парижа как портрет подрастающего в непростые времена поколения.