Как индустрия моды будет бороться с климатическим кризисом в 2021 году

От восстановительного сельского хозяйства до расширения ресейла и создания инновационных тканей
2021
alice.grigoriadi

В течение последних лет тема устойчивого развития стала обсуждаться все чаще, однако доклад организации Global Fashion Agenda и консалтингового агентства McKinsey за 2020 год показал неутешительные данные. Согласно им, объем вырабатываемых модной индустрией выбросов парникового газа, которые уже составляют 10 процентов от общего показателя, вырастут примерно на треть и к 2030-му составят 2,7 миллиарда тонн в год. Становится очевидно, что в 2021 году индустрия моды должна предпринять еще более активные действия по борьбе с климатическим кризисом.

Некоторые бренды выступают с многообещающими инициативами по защите окружающей среды, но сейчас им необходимо срочно принять меры, направленные на сокращение выбросов CO2. «В этом году мы намерены пристально следить за тем, что именно делают эти компании, — говорит Максин Бедат, исполнительный директор аналитического центра New Standard Institute. — Бренды должны предоставлять открытые данные и нести ответственность за свои действия».

Уже сейчас мы можем наблюдать значительный прогресс, который продолжит набирать обороты и в новом году: сюда входит и тренд на апсайклинг, активно представленный в коллекциях весна-лето 2021, и разработка инновационных материалов и технологий. «Все это способствует расширению и ускорению прогресса, бренды должны вкладывать силы и средства в то, чтобы сделать мир лучше», — считает Селин Семаан, основательница и генеральный директор организации Slow Factory Foundation. «Мы знаем, какие задачи перед нами стоят и как их можно решить. В наших силах добиться этих монументальных изменений внутри индустрии», — добавляет Бедат.

Рассказываем о семи главных экотрендах 2021 года.

Восстановительное сельское хозяйство

Учитывая огромные объемы выбросов CO2, все больше брендов, включая Eileen Fisher и Patagonia, ищут естественные способы сократить количество углекислого газа в атмосфере. Один из них — переход на восстановительное сельское хозяйство, которое предполагает отказ от обработки почвы химикатами. Вместо них используются разнообразные агрокультуры, способствующие оздоровлению земель. Недавно дизайнер Мара Хоффман выпустила линейку «безуглеродного» трикотажа Climate Beneficial, при производстве которого использовались регенеративные техники. В ближайшие месяцы мы наверняка увидим еще больше подобных проектов, созданных в сотрудничестве с калифорнийской некоммерческой организацией Fibershed.

Instagram content

View on Instagram

Забота о климате

Растущий интерес к восстановительному сельскому хозяйству — один из векторов общего движения заботы о климате. Его цель — не просто сократить негативное влияние моды на окружающую среду, а понять, как она может улучшить состояние экосистемы.

В этой области уже ведутся серьезные разработки. Например, калифорнийский стартап AirCarbon придумал «безуглеродную» кожу, которая представляет собой соединение метана и углекислого газа из атмосферы, что имитирует естественный процесс, обнаруженный в живущих в океанах микроорганизмах. Водоросли также могут послужить основой для производства тканей. Канадско-иранский дизайнер Роя Агиги совместно с лондонской исследовательской лабораторией Post Carbon Lab изучает возможности использования живых водорослей для создания фотосинтезирующей одежды, которая будет поглощать углекислый газ из атмосферы.

Биоразнообразие

Миллион видов живых существ находится под угрозой вымирания, и поддержание биологического разнообразия нашей планеты — одна из важнейших целей на этот год. Индустрия моды играет существенную роль в сокращении биоразнообразия за счет обширного использования земель (например, для животноводства и выращивания хлопка), вырубки леса (ради производства вискозы), загрязнения водных ресурсов (из-за микропластика и окрашивания сырья) и объемов производимого мусора (ежегодно на свалках оказывается 92 миллиона тонн текстиля).

В июне 2020 года конгломерат Kering, владеющий брендом Gucci, поделился своей стратегией по сохранению биологического разнообразия, цели которой должны быть достигнуты к 2025 году. Ждем аналогичных заявлений от других брендов-участников саммита ООН по биоразнообразию, который должен состояться в Китае в мае этого года.

Instagram content

View on Instagram

Замкнутый цикл производства

Производство замкнутого цикла, предполагающее повторное использование материалов, — один из главных трендов модной индустрии на 2021 год. Вероятно, нас ждет еще более активное расширение масштабов технологий ресайклинга со стороны брендов. Например, H&M представили аппарат Green Machine, способный разделять хлопок и полиэстер в промышленном масштабе (учитывая объем представленных на рынке смесовых тканей, это может стать настоящим прорывом для индустрии). Пока что мода находится в самом начале пути к замкнутому циклу производства: согласно данным Global Fashion Agenda, к 2020 году бренды лишь на 64 процента выполнили намеченный ими план в этой области.

Стимуляция ресейла

Один из элементов круговой бизнес-модели — ресейл, который получил широкое распространение благодаря таким платформам, как The RealReal, Vestiaire Collective и Depop (любительница винтажа Белла Хадид — идеальный пример для подражания в этом деле). Все больше люксовых брендов рассматривают этот тренд как возможность заработать: например, в октябре прошлого года Gucci объявили о сотрудничестве с The RealReal. 

Instagram content

View on Instagram

Материалы из биологического сырья

От шелка из лепестков роз до кактусовой кожи — за последние годы на рынке появилось немало инновационных материалов на основе биологического сырья. Следующий шаг — массовое производство таких тканей, способных заменить гораздо менее экологичные аналоги. В эту область уже инвестируются значительные средства: например, не так давно известный своими спортивными костюмами бренд Pangaia объявил о сотрудничестве с компанией Kintra, специализирующейся на разработке инновационных тканей. Вместе они создадут полностью биоразлагаемый полиэстер на растительной основе.

Социальное воздействие

Пандемия пролила свет на то, в каких условиях приходится работать сотрудникам фабрик, и теперь брендам придется задуматься и о социальной стороне вопроса. Покупатели все чаще спрашивают себя, где и кем были произведены купленные ими вещи, что вынуждает бренды более открыто делиться информацией о своих поставщиках, рабочих условиях на производствах и уровне заработной платы. Так, Chloé с приходом нового креативного директора Габриэлы Херст объявили о намерении получить сертификат B Corp — свидетельство того, что бренд соответствует стандартам социальных и экологических показателей. Стоит надеяться, их примеру последуют и другие компании.

Instagram content

View on Instagram