© Росалия. Фото: Zhamak Fullad

Lifestyle

Как Росалия, Bad Bunny, BTS и другие не англоязычные артисты переписывают правила музыкальной индустрии

И почему им больше не обязательно петь по-английски, чтобы добиться успеха

За последние пару лет мир поп-музыки сильно изменился. Во многом перелом произошел благодаря хиту Despacito Луиса Фонси и Дэдди Янки (а затем и ремиксу на песню от Джастина Бибера), который в 2017 году взорвал все чарты и подогрел интерес к латинской и не англоязычной музыке. До этого подобными успехами могли похвастаться разве что Глория Эстефан в 1980-е, Рики Мартин в 1990-е и Энрике Иглесиас в начале 2000-х. В 2017-м Despacito вошел в тройку самых прослушиваемых треков на Spotify, проложив тем самым дорогу к успеху музыкантам, которые не хотят или не умеют петь на английском.

Хотя пример Despacito нельзя назвать уникальным (первой латиноамериканской песней, занявшей верхнюю строчку в британских и американских чартах, была La Bamba в исполнении Los Lobos 1987 года), статистика говорит сама за себя. Bad Bunny, Джей Бальвин, Осуна, Малума, Росалия, Karol G — одни из самых популярных исполнителей сейчас.

Перемены касаются не только испаноговорящих музыкантов. В 2019 году K-pop-феномен BTS стали первой азиатской группой с пятью миллиардами стримов на Spotify. В феврале 2020-го эта отметка достигла восьми миллиардов. В июне прошлого года клип Blackpink на песню How You Like That побил все рекорды YouTube, собрав за первые сутки 82,4 миллиона просмотров. Правда, превзойти их достижение удалось в августе того же года, и сделали это BTS со своим видео Dynamite.

В 2020-м певица Lous and the Yakuza, которая исполняет песни преимущественно на французском языке, дебютировала на американской сцене в «Ночном шоу с Джимми Фэллоном», где обычно выступают только англоязычные артисты. А журнал Times назвал парижскую певицу Christine and the Queens «голосом другого поколения». Рост популярности не англоязычных музыкантов говорит о том, что мировая поп-индустрия наконец-то становится все более инклюзивной.

Lous and the Yakuza

© Fabien Vilrus

Bad Bunny ломает стереотипы

Стремительный успех Bad Bunny как нельзя лучше иллюстрирует подъем реггетона и испаноязычной музыки: до недавнего времени, чтобы добиться коммерческого признания на международной сцене, исполнителям приходилось осваивать английский язык. Однако пуэрториканский рэпер предпочитает испанский. Примеры его коллабораций с англоязычными музыкантами вроде Дрейка и PartyNextDoor можно пересчитать по пальцам, на фоне чего путь Bad Bunny на вершину чартов выглядит еще более впечатляющим. В 2020 году он стал самым прослушиваемым артистом в Spotify с 8,3 миллиарда стримов по всему миру, а его альбом YHLQMDLG послушали более 3,3 миллиарда раз.

Внимания заслуживают на только отдельные исполнители. Прямо сейчас в пятерке самых популярных плейлистов Spotify находятся ¡Viva Latino! и Baila Reggaeton с треками таких музыкантов, как Малума, Karol G и Росалия — одних из самых ярких представителей новой волны испаноязычных поп-звезд. Последняя, к слову, в январе 2021-го появилась на обложке американского Vogue, а в прошлом году получила «Грэмми» за свой альбом El Mal Querer.

Колумбиец Малума, который только что выпустил визуальный мини-альбом #7DJ (7 Days In Jamaica), вдохновленный реггетоном и дэнсхоллом, считает, что весь секрет кроется в правильном продюсировании. «Я думаю, что дело в том, как звучит наша музыка и ритм, — поделился певец своими мыслями с Vogue. — Она дарит совсем другие вайб и ощущения. На испанском языке все звучит более романтично». Очевидно, что Малума — звезда мирового масштаба: в одном только инстаграме на него подписано 57 миллионов человек. Певец уверен — все это благодаря тому, что он остается предан своим корням. «Очень важно сохранять аутентичность и не меняться в угоду чьим-то вкусам, — объясняет он. — Музыка объединяет людей, и язык здесь совершенно не важен. Значение имеет эмоциональное наполнение слов и ритма».

Малума

© Phraa

Значимый культурный обмен

Англоязычные музыканты признают успех своих испанских, корейских и французских коллег и понимают, какие возможности это открывает для них самих. Раньше не англоязычные исполнители должны были первыми инициировать (а порой и оплачивать) коллаборации с американскими звездами, теперь же мы видим обратное. Луис Фонси и Джастин Бибер, Билли Айлиш и Росалия, Джей Бальвин и Бейонсе — множество топовых представителей индустрии из Великобритании и США с гордостью анонсируют этих музыкантов в качестве приглашенных звезд их собственных релизов. 

Такие примеры отнюдь не единичны. Дрейк спел партию в испанском в хите Bad Bunny Mia 2018 года, а Blackpink приняли участие в записи пластинки Chromatica Леди Гаги и дебютного альбома Дуа Липы. В прошлом году Липа сотрудничала с бельгийской певицей и автором песен Анжель при работе над треком Fever, в каждой строчке которого звучат фразы на английском и французском. Плюс нельзя не заметить влияния афробита и дэнсхолла на британских и американских хип-хоп-исполнителей: Дрейк работал над треком One Dance совместно с ямайской звездой Popcaan, а нигерийский певец Burna Boy за последние пару лет приложил руку ко многим лучшим британским афробит-хитам. Не говоря уже о том, что он принял участие в записи визуального альбома Бейонсе Black Is King наряду с нигерийскими исполнителями Тивой Саваж и Davido.

Учим языки

Интерес к не англоязычной музыке проявляется не только в многочисленных стримах и коммерческом успехе артистов. Помимо прочего, он мотивирует изучать иностранные языки. Испанский — второй по популярности на платформе Duolingo, а, согласно опубликованному в 2018 году отчету Ассоциации современного языка, количество американских студентов, изучающих корейский, насчитывало 14000 человек — для сравнения: двумя десятилетиями ранее их было всего 163. Профессор Андре Шмидт, специализирующийся на истории Кореи в Университете Торонто, в интервью BBC рассказывал, что такой интерес «связан с популярностью корейской поп-музыки и фильмов». С ним согласны и Duolingo: в их приложении корейский язык занимает второе место по темпам роста, и большинство изучающих его людей живет в США. BTS и вовсе решили пойти навстречу фанатам и в марте прошлого года совместно с платформой Weverse выпустили курс Learn Korean with BTS («Изучайте корейский вместе с BTS»), который обучает основам лексикона и грамматики их родного языка.

BTS на 62-й церемонии вручения премии «Грэмми», январь 2020

© Emma McIntyre