Когда почти год назад весь мир вдруг ушел на самоизоляцию, творческие индустрии сориентировались очень быстро. Музеи принялись запускать виртуальные экскурсии. Повсюду — от Аргентины до Канады и России — начали организовывать культурные мероприятия, ради которых не нужно выходить из дома. Театры стали транслировать спектакли онлайн, музыканты — затевать коллаборации в TikTok, художники — устраивать мастер-классы в режиме реального времени, а дизайнеры — салоноподобные диджитал-презентации.

Что же — получается, кризис действительно стимулирует творческое начало или дело в пресловутом инстинкте самосохранения? Споры на этот счет ведутся с незапамятных времен и выходят на первый план всякий раз, когда нам становится туго. Первый локдаун в очередной раз поставил вопрос ребром. Интересно же, как дестабилизация и разного рода убытки скажутся на созидателях и созидаемом? Приведет ли все это к пересмотру закостенелых систем и норм? Повлияет ли происходящее на искусство? А на культуру? А на одежду, которую мы носим? Шекспир написал «Короля Лира» в разгар одной эпидемии, Исаак Ньютон открыл дифференциальное исчисление в разгар другой. А нам каких (и главное, чьих) шедевров и изобретений ждать?
Действительно, история помнит множество примеров, когда потрясения — глобальные или личные — оборачивались творческими подъемами. Кажется, что ждать каких-то гениальных свершений во времена, когда вокруг одни трагедии, стресс и невыносимая скука, совершенно бессмысленно. Но на деле все ровно наоборот. Если подумать и посчитать, мы увидим, что прошлый год принес нам массу полезных изобретений и других продуктов творчества, а еще спровоцировал сильное желание разобраться, может ли все это стать залогом будущих перемен.
Мода подверглась масштабной ревизии в числе прочих. Помните открытое письмо Тома Форда от лица американского Совета модных дизайнеров (CFDA), опубликованное в мае 2020-го? «Индустрия неизбежно будет меняться, и перемены эти — отличная возможность обнулиться, начать заново, заложить крепкий фундамент будущего американской моды», — говорит Форд. То послание стало предвестником запуска фандрайзинговой платформы A Common Thread — детища и логичного продолжения CFDA/Vogue Fashion Fund, созданной после событий 11 сентября. С начала деятельности A Common Thread было собрано порядка пяти миллионов долларов, которые пошли на поддержку локальных бизнесов, оказавшихся на мели.