Почему в моде стало так много ремейков и ностальгии 

Знаковые сумки, архивные логотипы и принты — бренды пускают в оборот свои прошлые достижения. Что это, кризис идей или грамотная работа с аудиторией
Почему модные бренды перевыпускают сумки и обращаются к архивам
Кадр из сериала «Секс в большом городе». Фото: HBO/Courtesy Everett Collection/East News

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.

В рекламной кампании Balenciaga Джастин Бибер позирует с обновленной, но все же близкой к оригиналу версией City — сумки, без упоминания которой не получится полноценного ­рассказа о моде нулевых. Мэри-Кейт и Эшли Олсен, Линдси Лохан, Кейт Мосс, Сиенна Миллер, Николь Ричи, Лорен Конрад, Мирослава ­Дума, Наталья Гольденберг — свой статус it bag придумка Николя Жескьера (легенда гласит, что дизайнеру далеко не сразу удалось пустить аксессуар в производство: боссы компании не верили в успех «бесформенной» сумки) подтвердила, став предметом обожания буквально каждой it girl того времени. И не исключено, что история вот-вот повторится.

Джастин Бибер в рекламной кампании Balenciaga осень-зима 2021

Меж тем Balenciaga не первый бренд, перевыпускающий сумку. Три года назад — в преддверии своего 20-летнего юбилея — инстаграм-ленту оседлала Dior Saddle Bag. Примерно тогда же к жизни вернулись нейлон Prada, без которого теперь уже невозможно помыслить гардероб среднестатистического инфлюенсера, и едва ли нуждающийся в представлении багет Fendi. Не осталась в стороне и Gucci: в прошлом году марка перепридумала для миллениалов и зумеров модель Jackie, названную в честь представительницы «молчаливого поколения», совсем не похожего на наше, — бывшей первой леди США Жаклин Кеннеди. Явно считая, что ходит с козырей, британский бренд Mulberry, подрастерявший за последние годы авторитет, переиздал бестселлер десятилетней давности — сумку Alexa, созданную в коллаборации с Алексой Чанг. Неоднократно поднимал свои архивы (а у компании с 80-летней исто­рией они немаленькие) американский Coach.

В нынешнем сезоне список ярких возвращенцев пополняет Chloé Edith — еще один хит нулевых. Решившая реанимировать его Габриэла Херст говорит, что Edith была ее первой дорогой сумкой, и дизайнер дружна с ней по сей день — отсюда и желание «засвидетельствовать почтение». Помимо совершенно новых «эдит», Херст предложила модницам полсотни винтажных — разумеется, предварительно отреставрированных и освеженных. На второй круг заходят Gucci и Dior. Первые подготовили ремейк сумки Diana, вторые презентовали собственную «леди Ди» — Lady Dior — в обаятельном мини-формате. Prada, в свою очередь, посвятили целую рекламную кампанию сумке Galleria — тоже отнюдь не новинке: ею тоут был в далеком 2007 году — ­да-да, том самом, который все вечно хотят вернуть. А чтобы «неоклассика» (определение самого модного Дома) заиграла новыми красками и расширила фан-базу, в режиссеры ролика взяли Ксавье Долана, в исполнительницы главной роли — восходящую звезду «Эйфории» и любимицу джензеров Хантер ­Шафер. Кажется, еще чуть-чуть — и нас ждет камбэк Muse Two и Stam, двух других популярных аксессуаров прошлых десятилетий.

Да что там, сезон в принципе богат на само­цитаты брендов. Пока одни дизайнеры возвращают сумки, другие берутся за принты. Донателла Версаче украсила коллекцию осень-зима рисунком La Greca, в лабиринте которого угадывается старый добрый меандр Versace. Ким Джонс превратил в узор логотип, который Карл Лагерфельд придумал для Fendi еще в 1981 году; Мэтью Уильямс так же поступил с логотипом Givenchy. В юбилейной коллекции выгуляли архивные принты Max Mara. Коллекции Blumarine и Courrèges и вовсе, как шутят некоторые стилисты, созданы по принципу копипаста — словно перед Николой Броньяно и его почти что тезкой Николя Ди Феличе поставили задачу переиздать шлягеры вверенных им марок. Даже Эди Слиман, которого любят порицать за «неуважительное» отношение к наследию модных Домов, вспоминает, пусть и не дословно, Celine времен Майкла Корса.

Versace осень-зима 2021

В пору решить, что фэшн-индустрия устала изобретать — и потому предпочитает почивать на лаврах былых достижений. Что разумно: перевыпуская собственную сумку, едва ли схватишь обвинение в плагиате (а их сейчас раздают налево и направо!). Финансовые риски при этом невысоки, а успех той или иной модели можно просчитать, ориентируясь на рынок винтажа. Кстати, высокоскоростной рост последнего тоже не мог не сказаться на ситуации: глядя на то, как ресейлеры сколачивают состояние на твоем продукте и каким успехом он пользуется у все тех же инфлюенсеров, сложно удержаться от соблазна что-нибудь продублировать. И даже если под личиной вдумчивого маркетинга скрывается банальный кризис идей (в этом моду обвиняют с завидной регулярностью последние лет десять), это не худший способ для бренда его пережить. На что еще опираться в такой ситуации, как не на собственное наследие?

Тем более такой подход хорошо резонирует с трендом на ностальгию, которая сегодня капитализируется не хуже секса. «Мне очень нравится Fendi Baguette, потому что у мамы был такой, когда я была подростком, — делится со мной подруга Ира, держательница немаленькой коллекции сумок. — С той же рефлексией по юношеству я покупала нейлоновый рюкзак Prada: у меня такой когда-то был!» В объятия ностальгии нас подталкивает и страх перед ­завтрашним днем: когда будущее туманно, остается цепляться за прошлое; и какими бы лихими ни были девяностые и нулевые, на фоне двадцатых они внезапно обретают черты стабильности. Мы были моложе, беззаботнее, знать не знали ни о каком коронавирусе — и этого уже достаточно, чтобы по-своему лелеять те десятилетия. Любой предмет гардероба или тренд, относящийся к ним, работает как своего рода ­маячок, примета эпохи, скрепа, а у сумок при этом высочайшая узнаваемость.

К тому же мода все увереннее ощущает себя частью поп-культуры, где любые re- (ребут, реюнион, ремейк) сегодня в чести — к радости одних и негодованию других. На малый экран уже вернулись «Друзья», «Зачарованные», «Девочки Гилмор», «Сплетница», «Династия»... А еще вот-вот воссоединятся друг с другом и с большим городом Кэрри, Миранда и Шарлотта (увы, без Саманты): прямо сейчас в Нью-Йорке идут съемки шоу-продолжения And Just Like That… На съемочной площадке Сара Джессика Паркер уже была замечена с багетом Fendi — вроде того, что у ее героини украли в третьем сезоне «Секса в большом городе». Если и эта история повторится, восполнить утрату будет проще простого: не зря же модный Дом перевыпустил оригинальный багет 1997 года рождения. Да и вообще, ресайклинг, за который так ратует современное общество, — это ведь не только про переработку вещей; у хороших идей тоже может быть вторая жизнь. В моде — так точно.

На сайте могут фигурировать ссылки на внешние ресурсы, которые мы не администрируем и не контролируем. Политика конфиденциальности, практикуемая другими сайтами, не находится в сфере нашего влияния. Как только вы осуществляете переход на другие ресурсы, вы должны найти информацию об их политике конфиденциальности, прежде чем вводить на них свои данные.