В эти длинные выходные (или хотя бы их часть) найдите время на все, что любите или чему в прошлом мае точно не удавалось уделить внимание — будь то походы в кино или на вечеринки, долгие прогулки даже в переменчивую погоду и поиск максимально классных образов для всего этого. Об идеях для яркого и модного макияжа, успокаивающих природных цветах и клогах, которые скоро будут в каждом инстаграме, мы уже рассказывали, а теперь делимся списком мест и событий, где можно с блеском применить все и сразу.

Сходите в «Художественный», если еще не успели сделать этого раньше
Арбатская пл., 14
Как и в дни открытия, с 1 по 10 мая в «Художественном» продолжают показывать теперь уже оскароносные картины — от «Земли кочевников» и «Девушки, подающей надежды» до «Еще по одной» и «Минари», все с одной или двумя статуэтками за плечами. Если решите посмотреть их в камерном зале, закажите туда же коктейли или кофе — все подадут в стеклянной посуде и принесут прямо к вашим креслам. Есть смысл попасть и на экскурсии, которые проводятся на регулярной основе — вам расскажут об истории здания, Федоре Шехтеле, научной реставрации в соответствии с «Венецианской хартией» 1964 года и не только. Если все это уже вам знакомо (и номинанты на «Оскар» тоже), успейте поймать пару билетов на культовый фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Ленту, в этом году отмечающую полувековой юбилей, 9 мая покажут с 35-миллиметровой пленки. Регистрация на показ откроется 8 мая в 12:00.
Послушайте новый подкаст Frieze, побывайте на ярмарке онлайн или даже офлайн при особом везении
The Shed, 545 W. 30th Street, Нью-Йорк | 5–9 мая | frieze.com
В этом году нью-йоркская ярмарка Frieze впервые проходит в пространстве The Shed на Манхэттене, перевезя с острова Рэндаллс и своих регулярных участников (впрочем, многие в связи с пандемией предстанут лишь в онлайн-формате), и важный обширный раздел, знакомящий с новыми именами. Это первая крупная офлайн-ярмарка c начала повсеместного карантина, попасть на нее очно могут лишь вакцинированные или имеющие отрицательный тест на коронавирус гости. Даже за пределами Нью-Йорка, добраться до которого все еще куда сложнее обычного, к Frieze стоит обратиться — за вышеупомянутой онлайн-версией (до 14 мая) и ради образовательных и специальных программ, задействующих персон от Марины Абрамович и Дельфины Деллетре до Ричарда Принса.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Кроме того, послушайте подкаст The Collector’s House и новую серию Voices From Frieze, которую ярмарка запустила в сотрудничестве с MatchesFashion. В числе первых героев — бруклинская художница Дана Лок, не так давно ставший директором галереи Gagosian Энтвон Сарджент и не только.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Познакомьтесь с якутским кино на ретроспективе в «Иллюзионе»
«Иллюзион», Котельническая наб., 1/15 | до 8 мая
До 8 мая в «Иллюзионе» продолжают показывать якутское кино — открыв программу «Срединным миром» (1993) Алексея Романова, здесь сосредотачиваются на фестивальных хитах последних лет. 7 мая, например, можно увидеть фильм «Бог Дьёсёгёй» (2015) Сергея Потапова — о дне Ысыах, в который якуты отмечают праздник Нового года, и небесном божестве, решающем к ним спуститься. В прошлые годы лента была показана на Берлинском кинофестивале в программе Native, взяла призы на III Якутском международном кинофестивале и на Arica Nativa Film Festival в Чили, и этим ее награды не ограничиваются. Кроме того, 5 мая и 6 мая соответственно стоит успеть на премьерные показы «Замыкания» Татьяны Эверстовой и «Потанцуй со мной» Никандра Федорова, перенестись в Якутию 1930-х с лентой «Царь-птица» Эдуарда Новикова, в 2018-м взявшей главный приз ММКФ «Золотой Георгий», а в финальный день ретроспективы оказаться на рубеже XVI-XVII веков — в картине «Тыгын Дархан» Никита Аржаков рассказывает о борьбе за власть, интригах, провокациях и сражениях того времени.
Узнайте больше о художественной жизни Москвы 1990-х
Музей Москвы, Зубовский б-р, 2 | 29 апреля–4 июля
В Музее Москвы на два с лишним месяца реконструировали столичную художественную жизнь — с участием младшего поколения московских концептуалистов, сформировавшегося в конце 1980-х и последовавшего за старшим (Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Виталием Комаром, Александром Меламидом, Андреем Монастырским). Героями нового времени стали такие художественные группы, как «Инспекция «Медицинская герменевтика», «Облачная Комиссия», «Россия», «ТаРТу», «ФенСо» и «Четвертая высота», а центр внимания от объекта — картины, рисунка или скульптуры — еще сильнее сместился в сторону идеи и концепции.
На выставке «Уют и разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х» можно увидеть более 200 работ, многие из которых выставляют впервые или реализуют по чертежам и эскизам двадцатилетней давности. Возвращаться к тому времени предложено с лейтмотивом сна — как подчеркивают в Музее Москвы, младоконцептуалисты считали его высшим проявлением личной свободы. Кроме вышеупомянутых объединений среди участников выставки значатся Сергей Ануфриев, Татьяна Деткина, Дмитрий Дульфан, Жека Кемеровский, Дмитрий Лигейрос, Владислав Мамышев-Монро, Александр Мареев, Владимир Могилевский, Аркадий Насонов, Павел Пепперштейн, Андрей Соболев, Владимир Федоров и Сергей Шутов.
Осмотрите и другие недавно начавшиеся выставки
Кроме новых экспозиций в МАММ, выставки «Современник. Начало» в ММОМА и «путешествия» в Венецию из Царицыно, о которых мы рассказывали здесь, к майским праздникам в Москве открылось еще несколько камерных проектов — в том числе «Последний марш» в Cube.Moscow (до 4 июля) и «Головач Сопромат» в ГУМ-Red-Line. Кроме того, это последние выходные, чтобы успеть в Новую Третьяковку на выставку «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» (до 10 мая).
Что до Cube.Moscow, в преддверии 9 Мая здесь поднимают тему коллективной и социальной памяти о Второй мировой войне и показывают (пока что онлайн) совместный проект «Последний марш» американского художника и режиссера-документалиста Наума Медового, видеохудожника Никиты Шохова и композитора Олега Макарова. Говоря о трагедии миллионов военнопленных, пропавших без вести, они сопоставляют кадры военной хроники — советские и немецкие — со сценами из сегодняшней жизни в Москве, Берлине и Нью-Йорке. Выставка основана на документальной поэме «Без вести пропавшим и их близким посвящается» (1972) Наума Медового и Евгения Хлевнера, увидеть ее вживую в Cube.Moscow можно будет с 29 мая.
В ГУМ-Red-Line с прошлой недели работает новая выставка известного российского медиахудожника Сержа Головача, которую здесь же описывают как «своеобразную художественную лабораторию». Проект, куратором которого стал Сергей Хачатуров, воплощает в себе манифест Головача «Материальная фотография», в котором Серж размышляет о природе фотографии и возможностях ее трансформации в материальный объект, — а также объединяет «диалог» художника с различными материалами, от стали и дерева до бумаги и камня. В экспозиции «Головач Сопромат» кроме работ прошлых лет появляется и новая серия «Игра без клавиш» — Серж в намеренно традиционной манере запечатлевает руки прославленного пианиста Дмитрия Шишкина. Соседствуют с ними, в числе прочего, сгенерированное путем вычислительной фотографии изображение люстры Большого театра и лиричная видеоработа «Междулетье. Объединенные «Снежинки 7», связующая, казалось бы, далекие друг от друга слова «композит» и «композитор».
Если вы проводите праздники в Петербурге
Петербургский Salone Pasta & Bar к майским запустил камерный формат «Рейс», в котором все продумано его же командой — от музыкальной программы до коктейльного меню. Узнать почерк ресторана за бокалом вина из карты, собранной сомелье Salone, или в разработанных шеф-поваром закусках можно на пути по каналам в Большую Неву и Финский залив. Путешествие пройдет на винтажной лодке, чтобы узнать, как на нее попасть, напишите проекту «Рейс» в директ. Добавим, что «водный» формат пару лет с успехом применяет и петербургский винный бар Zazazu — у них можно арендовать яхту на свою компанию друзей.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
«Диапазон измерения», Anna Nova Gallery, 30 апреля–5 июня
Вслед за выставкой Ростана Тавасиева галерея Anna Nova открыла следующую, посвященную ::vtol:: и его художественно-исследовательским практикам последних лет. Работая на стыке искусства, науки и технологий, Дмитрий Морозов под своим псевдонимом создает роботизированные инсталляции, гибридные и интерактивные проекты и выставляется в институциях от Эрмитажа и «Гаража» до Боулдерского музея современного искусства. Игра слов, которую Anna Nova вкладывают в название «Диапазон измерения», действительно полно и поэтично охватывает практику художника: работы ::vtol:: «измеряют себя, окружающее пространство, температуру метеорита и биологические параметры человека, — объясняют в галерее, — а вместе с тем создают собственное пространственное и временное измерение». Всего в Anna Nova представлено 16 проектов ::vtol::, в том числе четыре созданных специально для этой выставки.
«Мойка Кемпински 22», наб. реки Мойки, 22, Санкт-Петербург
В майские или более поздние петербургские каникулы есть не один повод остановиться в «Мойка Кемпински 22», особенно если вы путешествуете с детьми. Консьержи помогут с организацией всего культурного и для вас, и для них, — например, с походами в Эрмитаж, «Манеж» или в Михайловский театр, — еще в отеле обеспечат ранний заезд в субботу и поздний выезд в воскресенье, а гостящим в люксе при бронировании выходных подарят плюс одну ночь в нем же. Даже если большую часть времени вы планируете провести в городе, поднимитесь на террасу Bellevue при отеле хотя бы за красивейшим видом.