«Устойчивая» или «экологичная» мода — термины, которые вы наверняка слышали за последние несколько лет не один раз. Два этих понятия в русском используются либо взаимозаменяемо, либо вместе, потому что прямого эквивалента английскому слову sustainable в нашем языке просто нет.
Популярность темы связана с тем, что человечество прозрело и осознало губительное влияние массового изготовления одежды на планету. Ежегодно эта индустрия производит от четырех до 10 процентов выхлопов парниковых газов в атмосферу (шокирующие цифры). Но все ли на самом деле понимают, что такое экологичная мода?
Вкратце — это общий термин для любой одежды, обуви и аксессуаров, которые изготовлены так, чтобы после использования по назначению с ними можно сделать что-то еще. При их производстве планета не страдает, а к работникам относятся этично. Получается, что основные интересы устойчивой моды — отказ от загрязнения окружающей среды в любом виде, сокращение выбросов углекислого газа (CО2) в атмосферу, борьба с избыточным производством, поддержка биологического разнообразия на планете и защита прав рабочих (здесь обычно речь о базовых вещах: безопасных условиях труда и достойной его оплате).
В сфере моды за прилагательными «устойчивый» или «экологичный» стоит сразу несколько сложных вопросов, требующих комплексных ответов. Бренды, которые со всей ответственностью называют себя таковыми, не боятся признать, что не все связанные с темой проблемы для них полностью решаемы. Получается, что потребителям важно помнить одно: недостаточно слепо верить слову sustainable на этикетке. Большинству пора пересмотреть свои покупательские привычки и отношение к одежде.
Рассказываем, как к этому прийти.
1. Покупать меньше, но лучше
Многим известная мантра «покупай меньше, выбирай лучше» — это очень важный принцип для всех нас, если учесть, что мировой индустрией моды производится около 100 миллиардов изделий в год. Гарриет Вокинг, главный директор по развитию брендов компании Eco-Age, консультирующей бренды по вопросам устойчивого развития, советует задавать себе три важных вопроса, прежде чем что-либо купить: «Что я покупаю и зачем? Что мне на самом деле нужно? Надену ли я эту вещь как минимум 30 раз?»
2. Поддерживать честные экологичные бренды
Выбор в пользу качества часто подразумевает поиск дизайнеров, которые практикуют осознанный подход к делу. Например, Collina Strada, Chopova Lowena и Bode используют в работе ткани, оставшиеся после чужого производства, или перешивают готовые и никому больше не нужные изделия. Также можно отталкиваться от того, что именно вы хотите купить, ведь многие экологичные бренды специализируются на чем-то конкретном. Так, Girlfriend Collective и Indigo Luna занимаются только спортивной одеждой, Stay Wild Swim и Natasha Tonić — купальниками, а Outland Denim и Re/Done — денимом.