В 2021-м было много фестивалей, премий и других больших красных дорожек — мы с нетерпением ждали этого после тяжелого прошлого года. Из-за ограничений и задержек, которые принес 2020-й, на последние 12 месяцев пришлось еще больше премьер, и все они были абсолютно разными. Можно бесконечно их ранжировать и решать, какие лучшие (все самые модные ищите в нашей постоянной рубрике). В День кино мы составили свой список главных фильмов российского проката, о которых все говорили (а мы писали) в уходящем году. Сохраняйте и смотрите в праздники то, что могли пропустить.
«Северный ветер»
Эту зимнюю историю мы ждали к прошлому Новому году, но премьеру сдвинули на февраль 2021-го. Зато прошла она в свежеотреставрированном кинотеатре «Художественный», открыв новую главу в его истории. Сама лента — продолжение большого проекта «Северный ветер» Ренаты Литвиновой. Он начался с ее одноименного спектакля в МХТ им. А. П. Чехова, который стал для Ренаты в 2017-м дебютом в театре в качестве режиссера и драматурга. Фильм — это вольная экранизация ее пьесы. Постановку и киноверсию объединяет не только атмосфера, но и звездный состав (некоторые актеры спектакля сыграли свои роли и на экране), и музыка Земфиры. В конце этого года Рената Литвинова подвела черту под целым периодом «Северного ветра» выставкой в галерее «Триумф» и презентацией опубликованной пьесы, фотографии для которой сделал Гоша Рубчинский.
«Никто»
В 2021 году американский прокат впервые возглавил фильм российского режиссера — второй голливудский боевик Ильи Найшуллера, героя нашего апрельского номера. Главную роль тихого на вид семьянина, который случайно перешел дорогу гангстерам и сам оказался не так уж прост, в «Никто» исполнил Боб Оденкерк («Лучше звоните Солу»), а за сценарий отвечал автор «Джона Уика» Дерек Колстад.
«Круэлла»
«Круэлле» Крейга Гиллеспи мы посвятили немало материалов. Рассказывали, как создавались костюмы (все-таки до того как стать диснеевской злодейкой, героиня пыталась построить карьеру в моде) и про два показа Александра Маккуина, вдохновившие создателей на самое эффектное платье в фильме. Разбирались в психологии Круэллы и скрытом смысле ее макияжа и причесок.
«Аннетт»
Фантасмагоричный мюзикл Леоса Каракса «Аннетт» с музыкой группы Sparks открыл в этом году Каннский фестиваль, и еще до премьеры его начали бурно обсуждать. По сюжету, вдохновленному личными переживаниями режиссера, оперная певица (Марион Котийяр) «умирает, умирает, умирает» на сцене, вызывая бурные овации, а ее муж стендап-комик (Адам Драйвер, 2021-й для него стал годом премьер) с трудом пытается найти место в ее прекрасной успешной жизни. У каждого из супругов свое видение, и каждый пытается доказать его через их дочь Аннетт. Красивый фильм, но не легкий.
«Разжимая кулаки»
32-летняя Кира Коваленко, вышедшая из-под крыла Александра Сокурова (как и Кантемир Балагов), дебютировала этим летом в Каннах со своим вторым полнометражным фильмом «Разжимая кулаки» при поддержке продюсера Александра Роднянского, вошедшего в список 500 самых влиятельных представителей медиаиндустрии по версии Variety. Лента получила на фестивале приз программы «Особый взгляд». В конце ноября стало известно, что она будет выдвинута от России на «Оскар», но, к сожалению, не вошла в шорт-лист претендентов.
История про девушку из осетинского городка, борющуюся за свою независимость в мире мужчин, поднимает сразу несколько актуальных тем и радует обилием незнакомых, свежих лиц. С Миланой Агузаровой, актрисой из Владикавказа, исполнившей главную роль, мы знакомили в нашей рубрике Girl in Vogue.
Победа женщин-режиссеров, в том числе Киры Коваленко, в Каннах, мировой триумф «Бриджертонов» с чернокожими аристократами — почему кино взяло курс на дайверсити, рассуждает Мария Кувшинова.
«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»
Спустя год «Французский вестник» Уэса Андерсона наконец-то долетел до Канн, где был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь». Фильм, как и всегда у режиссера, устроен сложно, но организован четко и структурированно, поэтому для лучшего понимания всех отсылок стоит посмотреть его дважды: первый — ради картинки, второй — с заметками по референсам. Переполненный А-листерами каст уже стал нормой даже в стриминговом кино, но, пожалуй, только Уэс Андерсон мог собрать столько крупных звезд в одном фильме: от Фрэнсис Макдорманд и Тильды Суинтон до Элизабет Мосс, Тимоти Шаламе и Сирши Ронан.
В прокате с 18 ноября
«Дюна»
«Дюна» была одним из самых ожидаемых фильмов этого года, но, кажется, в итоге получила еще больший резонанс, чем планировалось. От главных героев — их исполнили Тимоти Шаламе, в 2021-м появившийся на обложке Time, и Зендея, недавно названная CFDA «иконой моды» — до феерического промотура: одно только «мокрое» платье актрисы с венецианской премьеры взорвало инстаграм. В запутанный сюжет «Дюны» лучше вникнуть до просмотра, а если есть время, можно попробовать осилить и оригинальный роман Фрэнка Герберта. Знания еще пригодятся — Дени Вильнев готовит вторую часть.
«Спенсер»
«Спенсер» — не только еще одна большая премьера Венецианского кинофестиваля, но и важный для моды фильм. Художнице по костюмам Жаклин Дюрран помогал Дом Chanel, который открыл ей доступ в архивы, поделился винтажными вещами и создал дубликаты некоторых из них специально для Кристен Стюарт, исполнительницы главной роли. Режиссер фильма — Пабло Ларраин, снявший несколько лет назад другую модную камерную драму — «Джеки».
В прокате с 9 декабря
«Не время умирать»
Премьеру новой бондианы ждали действительно долго, и, когда она наконец-то случилась в Лондоне в сентябре 2021-го, за ней следил весь мир. По традиции кинопоказ посетили члены королевской британской семьи — ярче всех сверкала Кейт Миддлтон в роскошном золотом образе Jenny Packham (который, к слову, был оммажем платью принцессы Дианы на премьере «Вида на убийство» 1985-го). Это последний фильм о Бонде для Дэниела Крейга, в пятый раз перевоплотившегося в агента 007.
«У Джеймса и Мадлен много общего. У обоих много травм, они сироты, отец Мадлен был убийцей, так что она много знает о мире своего возлюбленного»
«Дом Gucci»
Замысел второго фильма Ридли Скотта, вышедшего в этом году, пробыл годы в резерве, но усилиями жены режиссера Джаннины Фачо (как рассказывает ее подруга Сальма Хайек) наконец-то был реализован, причем за довольно короткий срок. Весь год мы рассматривали фотографии со съемок и промотура и пытались разобраться в драматичных перипетиях семьи Гуччи, которая уже не имеет отношения к современному бренду. Больше всего мы хотели увидеть игру Леди Гаги, перевоплотившейся в роковую светскую львицу Патрицию Реджани, и наши ожидания полностью оправдались. К слову, ради этого актриса не выходила из образа несколько месяцев. Ее партнером по площадке стал Адам Драйвер (сыгравший и в «Последней дуэли» Скотта), которому досталась роль наследника итальянской династии Маурицио Гуччи. Главный спойлер (простите): Патриция заказала убийство Маурицио.
В прокате с 2 декабря
За что на самом деле боролась Патриция Реджани, какими животными вдохновлялась Леди Гага для своей роли, сколько часов гримировали Джареда Лето каждый день и не только